Сенатор Сергей Рыбаков: «Только в историческом городе можно создать комфортную среду для жизни»

Сенатор Сергей Рыбаков: «Только в историческом городе можно создать комфортную среду для жизни»

Ухоженные старинные городки – и заманчивый объект для туристов, и предмет гордости страны. Но прежде всего это труд многих людей, направленный на сохранение историко-культурного наследия. Прошедший в феврале в Коломне форум с участием президента РФ поднял важную тему развития наших исторических поселений. О жизни поселений сегодня, об их проблемах и преимуществах «Культуромания» поговорила с Сергеем Рыбаковым, заместителем председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

– Сергей Евгеньевич, давайте вначале определимся с терминологией. Когда мы говорим про исторические поселения, то какие населенные пункты имеем в виду?

 Исторические поселения в России – это, в основном, города, большие и малые – Санкт-Петербург и Гороховец. Но ими могут быть и поселки, и даже деревни. Например, в замечательном селе Крапивна живет всего 1000 человек и знаменитая Старая Ладога тоже является селом.

Проблематику исторического поселения, его уникальность, хрупкость, задачи сохранения исторического облика - всё это лучше видно на примере малого города.

В советское время на территории Российской Федерации было более 400 исторических городов. Впервые Перечень исторических городов и населенных мест был утвержден в 1970 году и включал более 300 объектов. Потом он дополнялся, изменялся. Последний раз это сделали в 2002 году с принятием федеральной программы «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов».

В 2010 году вышел совместный приказ Минкультуры и Минрегиона «Об утверждении перечня исторических поселений», где их число резко ограничивалось до 41. Историческое поселение превратилось в режим ограничения застройки. Это нужно. Но властями, жителями, бизнесом это воспринимается только как ограничение для развития.

Сейчас в этом Перечне 44 поселения. Там нет Пскова, Великого Новгорода и многих других исторических городов. В конце прошлого года определены еще 86 населенных пунктов, которые являются кандидатами на этот статус. Я очень надеюсь, что в течение этого года Минкультуры или Правительство РФ выпустят соответствующий нормативный акт, и у нас в стране станет 130 исторических поселений федерального значения.

– Что дает городу или селу статус исторического поселения, кроме ограничений в строительстве?

 К сожалению, не дает ничего. Это только режим ограничения. Он позволяет сохранять не только памятники архитектуры, но и фоновую или средовую застройку. Это важно и нужно, но получается однобоко.

Движение, которое инициировано Ассоциация развития исторический поселений «Русская провинция», где я являюсь Председателем Правления, направлено на превращение исторических поселений из исключительно ограничительного механизма в инструмент развития. Ближайшая аналогия – это моногорода, по которым сегодня делается индивидуальный проект развития, создается и обучается команда, способная воплотить его в жизнь, обсуждается круг возможных инвесторов и так далее.

И я уверен, что для каждого исторического поселения тоже должен разрабатываться свой индивидуальный план развития. Пока экономика наследия в нашей стране отсутствует. Мы видим на проторенных туристических маршрутах, что туризм может дать прибыль для города, но это, как правило, города, которые уже давно в туристической теме: Санкт- Петербург, Ярославль, Суздаль. Многие города, которые могли бы развивать свой потенциал, к сожалению, пока не могут конвертировать в деньги свои преимущества.

– Представим, что индивидуальный план развития для каждого исторического поселения уже существует. Как заставить его работать?

 Я считаю, что такая работа должна быть налажена на уровне правительства. Это не проблема одного маленького городка.

Исторические города и населенные пункты обладают значимым историко-культурным наследием и выполняют очень важную общенациональную задачу: они сохраняют это наследие и через это сохраняют и формируют наше общенациональное самосознание. То есть они решают общенациональную задачу, но при этом располагают теми же ресурсами, что и все остальные небольшие муниципальные образования, у них нет никаких дополнительных финансовых, организационных, кадровых ресурсов. При этом из малых городов идет отток работающего населения. И зачастую там не хватает квалифицированных кадров, например, в нескольких исторических поселениях нет архитектора, потому что такой специалист там просто не живет! Это главное противоречие, и его нужно сейчас решать. Мы должны понимать, что исторические города и поселения не могут быть предоставлены сами себе. Я глубоко убежден, что организация всего этого процесса нужна на федеральном правительственном уровне.

Вторая тема по малым городам: они требуют межведомственного подхода. До сих пор это была проблематика Минкультуры: охранять памятники, чтобы они не разрушились, реставрировать их по мере возможности. Но нужно решать проблемы и по рабочим местам, и по инфраструктуре, по поддержке промышленности. Получается, чтобы решать такие задачи, мы должны привлекать ряд ведомств. Одно Минкультуры не справится.

Это проговаривалось и на форуме в Коломне. Предложения глав городов вошли в перечень поручений Президента РФ по итогам форума. Я озвучил предложение, что проблематику исторических поселений нужно сделать темой Правительственной комиссии по региональному развитию.

– Какие результаты достигнуты на форуме?

Итогом встречи стал перечень поручений Президента, очень масштабный и содержательный. Впервые проблематика исторических поселений вошла в государственные документы. Предлагаются серьезные меры, люди на местах ждут серьезных решений. На Правительство возложена подготовка предложений по поддержке и мерам развития исторических поселений, и соисполнителем всего этого являются Ассоциация «Русская провинция».

Сейчас идет активная работа по подготовке предложений, которые должны будут рассмотрены на этой правительственной комиссии. И затем исполняться.

– Это предполагается сделать в текущем году?

 Да, это, безусловно, будет в текущем году. Срок исполнения перечня поручений – до конца июня. Надеюсь, в этом году состоится и заседание комиссии.

– На Ваш взгляд, какие у небольших городов могут быть преимущества и как их развивать?

 Мы видим, что люди часто уезжают из маленьких городов в крупные центры. И встает вопрос: «А как может конкурировать малый город с большим?»

Безусловно, сегодня формируются агломерации с центрами в мегаполисах. Но периферия мегаполисов - как раз такие вот малые города. Самое большое их преимущество – это комфортные условия для жизни. Но при этом там должны быть и комфортная городская среда, и муниципальное хозяйство, средства коммуникации, транспортная доступность и так далее.

Я думаю, только в маленьком красивом городке с тихими зелеными улочками, с сохраненным историческим обликом можно создать настоящую комфортную среду для жизни. И история города, его культурное наследие – это большой бонус. Но не только из-за туристов. Это ведь и средство к тому, чтобы из таких городов не уезжали жители.

– Как заставить этот маленький город работать на самого себя? Вообще это возможно?

 Самая основная проблема в том, что часто в малых городах просто некому работать. Я сталкиваюсь с тем, что в такие города не идут инвесторы. Причины две. Первая – это «убитая» инфраструктура. И бизнес не видит смысла строить гостиницу, если вокруг сплошные руины. Вторая касается возможного развития производства или промышленности: для их становления просто-напросто не хватает местной рабочей силы.

В перечне мер по развитию малых городов есть и поиск источников для бюджета. Например, налоговых, включая налог на доходы физических лиц. Для маленького города это катастрофическая проблема. Например, районные доходы формируются из налога на недвижимость и НДФЛ. Но у большинства жителей малого города, которые ездят на работу в соседний большой город, их НДФЛ не попадает в родной город, а остается по месту работы. Это несправедливо, и эту старую проблему пора решать.

Надо, наконец, что-то делать. Если ничего не начинать, то ничего и не будет происходить.

Есть еще одна проблема. Местные жители порой искренне удивляются, зачем к ним приезжают туристы, считая свой городок захолустьем. И нужно побороть эту апатию и неверие местного населения. Это важнее, чем разные управленческие решения, механизмы развития.

– Как же можно настроить людей на позитив?

 Во-первых, надо начинать реальные процессы. И организовывать их на примере исторических городов, которые смогли что-то изменить. Настрой людей очень важен. Люди должны собираться и вместе обсуждать с муниципальной властью свои проблемы, принимать общие решения. К сожалению, не везде сегодня это происходит. Муниципальная власть часто не близка с людьми, а самих не всегда волнует, что происходит в их городе.

Мы сейчас много говорим о патриотизме. В чем он? В том, чтобы любить свою родину, что-то делать для нее, стремиться быть полезным ей. Патриотизм складывается из любви каждого к своей малой родине.

У всех есть возможности улучшить свою среду вокруг. У кого есть власть, тот может организовать процесс, у кого деньги – может заняться благотворительностью, а у кого ни того, ни другого – тот может выйти из подъезда и убрать перед домом, объединиться с соседями и облагородить свой район. Люди могут очень многое!

– Какие примеры можете привести?

 Возьмем город Мышкин. Я не скажу, что там все идеально. Но в любом случае в Мышкине сделали с нуля туристическую историю своему городу, дошли до цифры в 200 тысяч туристов в год.

– Это заслуга администрации или предприимчивые люди попались?

 Вы знаете, всё вместе. Это началось благодаря местным краеведам, «фанатам» своего города, которые придумали Фестиваль «мыши». А потом это начало обрастать своими подробностями. Считаю, что огромную роль сыграла районная власть, которая взяла управление процессом в свои руки. Но я хочу обратить внимание: первый Фестиваль «мыши» был в 1996 году. То есть понадобилось 20 лет, чтобы выйти на сегодняшний уровень. Сейчас в Мышкине останавливаются теплоходы, есть прекрасная набережная и так далее. Но это каторжный труд. И просто так успехи не даются.

В законченном виде таких городов не так много. Можно назвать еще Плёс. Активно развиваются Ростов Великий, Касимов, Тутаев, Торжок. Такие точки есть, но им, как вы понимаете, очень тяжело.

– Что им может помочь?

 То, о чем мы уже говорили – целенаправленная политика сверху. Потому что это особенные города, которым надо помогать всячески, в том числе организационно, кадрово, а не просто привозить туда деньги.

И еще важно сподвигнуть людей заняться своим родным городом. Любовь к родине воспитывается как раз через изучение, познание своего края. И одно из направлений для этого – развитие массового краеведческого движения. Благодаря Проекту «Код русская провинция. Первый этап», который реализуется Ассоциацией «Русская провинция» совместно с администрациями городов Дорогобуж, Касимов, Кашин, Тутаев, мы как раз и увидели насколько жителям малых городов интересно участие в деятельности, связанной с изучением родного места. Жители «пилотных» городов приняли активное участие в мероприятиях Проекта – творческих и краеведческих конкурсах. Каждый участник Проекта смог по-новому взглянуть на родной город и внести личный вклад в создание краеведческой базы. Особенно важно, что Проект «Код русская провинция. Первый этап» является победителем второго конкурса 2017 года на предоставление грантов Президента Российской Федерации и реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Источник: Культуромания