Парламентские слушания на тему «Актуальные вопросы развития малых городов и исторических поселений»

Парламентские слушания на тему «Актуальные вопросы развития малых городов и исторических поселений»

Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Я постараюсь сосредоточиться на самой главной проблеме, которая рельефно проявилась после Форума малых городов и исторических поселений в Коломне 17 января 2918 года. После форума стал проводиться Конкурс на лучший проект комфортной городской среды среди малых городов и исторических поселений и начал выполняться – а, точнее, не начал выполняться – Перечень поручений Президента Пр-327 по итогам встречи с главами малых городов и исторических поселений в ходе форума. Как это ни прискорбно, Перечень поручений не исполняется уже в течение полутора лет.

Можно, конечно, очень долго рассказывать про недостатки в работе различных федеральных ведомств, но я бы не хотел этого делать, потому что проблема, на мой взгляд, не в них конкретно. Главная проблема заключается в отсутствии системы работы с историческими городами, поселениями – как их ни называй.

На самом деле, почему до сих пор не выполнен программный Перечень поручений Президента Пр-327? Нет системы, ее нужно создавать, но никто не хочет сделать этот шаг, никто не хочет выйти за пределы существующей ситуации и своих нынешних формальных обязанностей. Все министерства и ведомства пишут отписки и рассказывают о том, что якобы что-то делается. Еще весной прошлого года, поскольку именно наша Ассоциация была инициатором форума в Коломне, мы направили свои предложения во все ответственные министерства и всем ответственным вице-премьерам. Затем еще не раз продублировали. Наши предложения содержат 47 пунктов, они отвечают на все поставленные в Перечне поручений вопросы, там расписана предлагаемая система. Эти предложения были выработаны самыми крупными специалистами нашей страны по тематике исторических поселений и культурного наследия, которые входят в Научно-экспертный совет при Ассоциации. Затем они были проработаны на специально созданной Рабочей группе при Совете Федерации.

Однако ничего из наших предложений не было использовано. В ответ приходили лишь отписки. Даже, к моему удивлению, не взяли уже готовые предложенные нами Критерии отнесения населенных пунктов к историческим поселениям и Перечень исторических поселений из 520 городов, поселков, сел и деревень. А это плод, вообще-то, труда практически всего экспертного сообщества страны по данной проблематике, среди которого немало заслуженных ученых, академиков РАН и других академий, опытных практиков. Они исследовали вопрос, дискутировали целые полгода, была проведена огромная работа, которая пока оказалась не нужна.

Я считаю, что нужно выстроить систему работы с историческими населенными пунктами. Во-первых, действительно, нужно, наконец-то, принять Критерии. Они в любом случае будут экспертными и оценочными, мы должны понимать, что их не получится переложить в цифры.

Во-вторых, нужно утвердить Перечень исторических поселений. Этот перечень не означает, разумеется, что вот этим 520-ти населенным пунктам сразу принесут мешок денег. Да и нет такого мешка денег. Это означает другое – применить к ним подходы, в целом аналогичные подходам к моногородам. То есть определяется весь пул городов, а дальше мы начинаем с ними работать, ставить стратегические задачи, обучать управленческие команды – что очень важно, потому что на местах людям часто не хватает компетенции. Мы должны понять потребности развития каждого города (или села – Старая Ладога или Крапивна, например), а потом так же, как это было с моногородами, каждый город должен при нашей поддержке составить свой комплексный план развития и защитить его на федеральном уровне. Именно такой комплексный подход необходим сегодня, потому что можно очень долго рассказывать, какие налоговые льготы, какие меры поддержки и так далее можно давать или не давать, но задача не в этом, а в том, чтобы было плановое и системное индивидуальное развитие каждого города.

Важный пример. Уже первое выделение денег на комфортную городскую среду в 2017 году показало, что самыми неподготовленными к этой истории оказались как раз исторические города, потому что там не было документации, выработанных подходов, никто зачастую вообще не понимал, что с этими деньгами делать. Большинство денег просто «закопали в асфальт», не решившись даже подойти к каким-то серьезным вопросам.

Сегодня очень иного вопросов по реализации проектов победителей Конкурса на лучший проект комфортной городской среды. Первый Конкурс был разыгран весной 2018 года, и победителям было обещано два года на исполнение. А получилось так, что деньги до муниципалитетов довели только в декабре 2018 – феврале 2019. Соответственно, и на разработку проектов, и на стройку остался всего год. В большинстве своем только с февраля-марта разыграны были конкурсы на проекты, сейчас в основном идет этап принятия проектов. Предположим, даже те, кто успевает их сейчас утвердить, будут разыгрывать конкурс, а строить когда теперь?

Реально мы получили ситуацию, когда стройку надо успеть сделать за октябрь-ноябрь-декабрь. С учетом работ сезонного характера. Такова реальность. К сожалению, это факт.

И теперь есть очень большие вопросы с профессиональной точки зрения как к самим проектам, изготовленным в такой спешке, так и к начавшимся уже работам. Там, где затрагиваются исторический облик города, историческая среда, – а таких городов 56 из 80 победителей! – очень много проектов сырых, неготовых, непрофессиональных, которые могут нанести серьезнейший вред историческому городу. И это ведь не организаторы конкурса виноваты. К сожалению, так сегодня организована система архитектуры и строительства, такое преступно малое место в ней занимает сохранение культурного наследия – и так мы все сегодня относимся к нашему культурному наследию, исторической среде и нашим бесценным историческим городам.

И, может быть, как раз сегодняшние парламентские слушания в Совете Федерации могут подтолкнуть наконец-то к правильному выполнению Перечня поручений Пр-327, а именно с головы. У нас в проекте рекомендаций одним из пунктов написано определить ответственный федеральный орган. Какой?

Минкультуры? Но у них принципиальная позиция: «мы занимаемся только контролем застройки в исторических городах». Министерство культуры сегодня не хочет брать на себя вопросы комплексного развития исторических поселений, утверждая, что это «не их работа».

Минстрой? За ними тоже слишком узкая сфера.

Минэкономразвития? Возможно, это их функция, но главное тогда, чтобы она не потерялась среди множества других вопросов.

По моногородам в свое время была создана целостная система во главе с ответственным вице-премьером, со специальной правительственной комиссией, с Фондом развития моногородов и так далее. Считаю, что нужно создавать аналогичную систему для работы с историческими городами.

Несмотря на всю нашу (мягко скажу!) неоднозначную систему бюджетных уровней – далеко не благоприятную для местного самоуправления, это не означает, что федерация должна просто нести сверху деньги. Но нести управляющую и направляющую функцию мы обязательно должны. А как без этого? Сами муниципалитеты не справятся с сохранением исторических городов. Должны быть программная роль Правительства, методическая помощь со стороны федеральных министерств и ведомств.

И я хочу высказать, два, может быть, самых главных методологических тезиса, которые, к сожалению, пока не звучат так громко, как должны. Мы все обязаны очень четко понимать, что исторические города – и не только города, все исторические населенные пункты – играют в России особую роль. Они заслуживают не меньшего, а еще большего внимания, чем моногорода.

Во-первых, это – без всякого преувеличения – главные города нашей страны, независимо от их величины, потому что из них начиналась Россия. Считаю в корне неверным и непростительным, что в Стратегии пространственного развития про исторические города не сказано вообще ничего. А ведь пространственное развитие России строилось из этих городов – больших и малых (вторые, кстати сказать, когда-то совсем не были малыми, а были очень даже значимыми). Это были те узлы, из которых росла и развивалась страна, это ее пространственный скелет и несущий каркас. Соответственно, если мы забрасываем исторические города, независимо от их величины, мы забрасываем вообще развитие территории нашей страны.

А второй тезис заключается в том, что сегодня существует вопиющая несправедливость. Муниципальные власти этих городов, располагающие очень ограниченным финансовым, кадровым, организационным, профессиональным ресурсом – таким же, как любой другой маленький город или поселок – должны ежедневно решать задачи, несоизмеримые по своей сложности и по своему объему с теми задачами, которые решает обычный (не исторический) город или рабочий поселок (никого не обижая!).

Им досталось в руки богатейшее историко-культурное наследие общенациональной значимости. И его сохранение – это также задача федеральная, общенациональная. И федерация в данном случае должна быть ответственна за каждый такой 10-тысячный или 5-тысячный городок. Ответственна не в том смысле, что прийти и дать все готовое, а местные власти будут сидеть и ничего не делать. Но обучить, подсказать, проконтролировать ход решения задач и так далее. Федеральная власть не имеет права оставлять исторические города наедине со своими проблемами.

В заключение скажу, что мы должны все вместе собраться и все-таки уже потребовать, наконец, исполнения Перечня поручений. Поэтому что в этом перечне абсолютно все написано. Но того, чтобы его выполнить, необходимо создать целостную систему даже не поддержки исторических городов, а организации условий, в которых они должны жить и развиваться.