Перечень поручений по итогам встречи Президента Российской Федерации с участниками Форума малых городов и исторических поселений

Перечень поручений по итогам встречи Президента Российской Федерации с участниками Форума малых городов и исторических поселений

17 января 2018 года Президент Российской Федерации Владимир Путин встретился с участниками Форума малых городов и исторических поселений, проходившего в городе Коломне. Форум был посвящён вопросам сохранения и развития культурного, туристического, экономического потенциала малых городов.

По итогам встречи Президент утвердил перечень поручений:


Пр-327, п. 1 а)

1. Правительству Российской Федерации:

а) утвердить порядок финансовой поддержки лучших проектов в сфере создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, осуществляемых с вовлечением жителей муниципальных образований в их реализацию, а также определить условия предоставления на конкурсной основе такой поддержки.

Срок – 5 марта 2018 г.;

 


 

Пр-327, п. 1 б)

б) предусматривать начиная с 2018 года и в период 2019 – 2021 гг. выделение из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований в размере не менее 5 млрд рублей ежегодно на поддержку проектов, указанных в подпункте «а» настоящего пункта.

Доклад – до 12 марта 2018 г., далее – ежегодно по 2021 год;

 


 

Пр-327, п. 1 в)

в) обеспечить совершенствование механизма распределения средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», с учётом потребностей малых городов и исторических поселений, предусмотрев применение индекса качества городской среды для оценки эффективности использования таких средств;

 


 

Пр-327, п. 1 г)

г) обеспечить рассмотрение Правительственной комиссией по региональному развитию в Российской Федерации вопросов развития исторических поселений;

 


 

Пр-327, п. 1 д)

д) представить предложения по совершенствованию порядка регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию, используемую для освещения территорий муниципальных образований;

 


 

Пр-327, п. 1 е)

е) рассмотреть предложение главы муниципального образования городской округ город Елец Липецкой области о передаче в собственность этого муниципального образования комплекса зданий бывшей Елецкой табачной фабрики (Липецкая обл., г. Елец, ул. Ленина, д. 74).

Доклад – до 30 июня 2018 г.

 

Ответственный: Медведев Д. А.

 


 

Пр-327, п 2 а)

2. Правительству Российской Федерации подготовить совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и с привлечением Ассоциации развития исторических поселений «Русская провинция», Ассоциации «Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс)», Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления» и представить предложения, предусматривающие:

а) увеличение доходов местных бюджетов муниципальных образований, на территориях которых расположены исторические поселения;

 


 

Пр-327, п. 2 б)

б) установление порядка определения предельной стоимости государственной историко-культурной экспертизы и проведения археологических полевых работ на территориях исторических поселений;

 


 

Пр-327, п. 2 в)

в) совершенствование порядка и условий проведения археологических изысканий на территориях исторических поселений;

 


 

Пр-327, п. 2 г)

г) уточнение критериев отнесения муниципальных образований к категории исторических поселений;

 


 

Пр-327, п. 2 д)

д) расширение перечня муниципальных образований, входящих в состав туристского маршрута «Золотое кольцо России»;

 


 

Пр-327, п. 2 е)

е) повышение эффективности мер, направленных на комплексное развитие исторических поселений и муниципальных образований, обладающих историко-культурным потенциалом;

 


 

Пр-327, п. 2 ж)

ж) создание механизмов распространения лучших практик развития малых городов и исторических поселений;

 


 

Пр-327, п. 2 з)

з) повышение туристской и инвестиционной привлекательности малых городов и исторических поселений.

Срок – 30 июня 2018 г.


Ответственные: Медведев Д. А., высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

 

Предложения Ассоциации развития исторических поселений «Русская провинция» по исполнению Перечня поручений


Ассоциации развития исторических поселений «Русская провинция», в свою очередь, вынесла предложения по исполнению Перечня поручений по итогам встречи Президента Российской Федерации с участниками Форума малых городов и исторических поселений 17 января 2018 года от 23 февраля 2018 года № Пр-327. Предложения были рассмотренны на организованной при Совете Федерации Межведомственной рабочей группе по исполнению данного Перечня, доработанные Ассоциацией и утвержденные Научно-экспертным советом по историческим поселениям в соответствии с протоколом совещания у заместителя Министра культуры Российской Федерации С. Г. Обрывалина от 6 июня 2018 года № 103.

Предложения Ассоциации развития исторических поселений «Русская провинция» по исполнению Перечня поручений по итогам встречи Президента Российской Федерации с участниками Форума малых городов и исторических поселений
 

По пункту 1 подпункту «г»:

  1. Включить в состав Правительственной комиссии по региональному развитию (межведомственного координационного органа с соответствующими полномочиями) представителя Ассоциации развития исторических поселений «Русская провинция» (далее – Ассоциация).
  2. Провести в 2019 году заседание Правительственной комиссии по региональному развитию (или вновь созданного межведомственного координационного органа с соответствующими полномочиями) по вопросу развития исторических поселений федерального значения (далее – исторические поселения).

 


 

По пункту 2 подпункту «а» (необходимость внесения изменений в налоговое и бюджетное законодательство обоснована тем, что муниципальные образования, на территории которых находятся исторические поселения, выполняют важную федеральную задачу по сохранению национального культурного наследия, имеют соответствующие обязательства и несут финансовые затраты на порядок большие, чем иные муниципальные образования, но располагают аналогичным бюджетом):

  1. Разработать механизм администрирования налога на доходы физических лиц, в соответствии с которым обязать работодателей  направлять собранный налог по месту жительства работников (значительное число жителей исторических поселений и малых городов работает в крупных городах, в результате чего бюджеты муниципальных образований, где они проживают, лишаются существенной доли доходов).
  2. Закрепить за бюджетами муниципальных образований, на территории которых находятся исторические поселения, налог на доходы физических лиц в размере 100% вне зависимости от уровня финансовой обеспеченности.
  3. Закрепить за бюджетами муниципальных образований, на территории которых находятся исторические поселения, часть (до 5 %) отчислений от налога на прибыль (это позволит данным муниципальным образованиям получать доход в прямой зависимости от эффективности собственной деятельности по развитию туризма и других сфер экономики, что создаст стимул для работы и обеспечит выполнение задачи по сохранению культурного наследия, имеющего федеральную значимость).
  4. Закрепить за бюджетами муниципальных образований, на территории которых находятся исторические поселения, отчисления от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 100%.
  5. Внести изменения в законодательство в части предоставления в установленном Правительством РФ порядке межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований, на территории которых находятся исторические поселения, для разработки и реализации индивидуальных комплексных планов сохранения и устойчивого развития исторического поселения.
  6. Проработать вопрос о введении на территориях исторических поселений туристического сбора - аналогично курортному сбору – с созданием эффективной системы администрирования, а также с условием поступления сбора в полном объеме в бюджет муниципального образования, на территории которого находится историческое поселение (это создаст для местных властей стимул увеличивать число туристов и позволит частично возместить затраты на обеспечение функционирования инфраструктуры в условиях повышенной нагрузки от туристических потоков).

 


 

По подпункту «б»:

  1. Дополнить статью 31 Федерального закона 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» положением, наделяющим Правительство РФ полномочием по утверждению порядка проведения и определения предельной стоимости государственной историко-культурной экспертизы земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, в том числе на территории исторических поселений, а также определения предельной стоимости археологических изысканий, проводимых в рамках такой экспертизы. Предельная стоимость должна рассматриваться как максимально возможная для данной территории и быть дифференцирована с учетом видов работ, характерных для территории конкретного исторического поселения.
  2. В порядке проведения государственной историко-культурной экспертизы земельных участков предусмотреть сокращение сроков проведения экспертизы и упрощение порядка аттестации экспертов (профессиональный археолог, являющийся сотрудником государственной научной, образовательной или музейной организации, получающий открытый лист на проведение археологических полевых работ на определенной территории в течение 10 лет и более, может быть признан экспертом историко-культурной экспертизы соответствующих видов автоматически без проведения формальной процедуры очной аттестации после подачи необходимого комплекта документов).
  3. Ввести упрощенный порядок проведения историко-культурной экспертизы земельных участков площадью не более 1500 кв.м., предоставленных физическим лицам с видом разрешенного использования для ведения садоводства и огородничества, при условии запрета на изменение вида разрешенного использования.

 


 

По подпункту «в»:

  1. Разработать Программу археологического обследования территорий исторических поселений, подготовить в ходе ее выполнения археологические карты каждого исторического поселения, предусмотреть внесение данной информации в документацию, регулирующую градостроительную деятельность, и в соответствующие информационные системы.
  2. Внести изменения в законодательство в части закрепления права проводить археологические полевые работы на территории исторических поселений и археологических памятников федерального значения за государственными научными, образовательными и музейными организациями, обеспечив при этом преемственность исследований на объекте (устранить ситуацию, когда конкурсы выигрывают организации, не имеющие научной компетенции, «осваивающие» средства и после окончания работ не вводящие в научный оборот их результаты - нередко такие организации сменяются ежегодно, что делает невозможными систематические научные исследования и превращает археологию из научной деятельности в коммерческие «земляные работы»).
  3. Создать механизм проведения археологических полевых работ на территории исторического поселения уполномоченной государственной организацией (обеспечив компетентность и преемственность исследований). Для этого необходимо внести пунктом 6.2 статьи 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» положение о том, что на территории исторических поселений и на объектах археологического наследия по перечню, определяемому уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по представлению Российской академии наук, археологические полевые работы осуществляются государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими полномочия в сфере науки, культуры, охраны культурного наследия и удовлетворяющими ряду критериев (государственные научные и образовательные организации, музеи и учреждения сферы охраны культурного наследия, в штате которых работают не менее 10 исследователей, имевших ранее открытый лист на проведение археологических полевых работ на данной территории в течение не менее 5 лет). При этом внесение указанных критериев в текст конкурсной документации на выполнение археологических полевых работ необходимо реализовать до внесения изменений в законодательство - путем направления циркулярного письма Минкультуры России в органы исполнительной власти субъектов РФ со ссылкой на данный Перечень поручений Президента Российской Федерации.
  4. Ввести практику выдачи открытых листов целиком на всю территорию исторического поселения (для обеспечения целостности, комплексности и научной ценности исследований).
  5. Рекомендовать органам охраны объектов культурного наследия уполномочить на проведение отдельных видов археологических полевых работ подведомственное государственное учреждение, осуществляющее функции по сохранению объектов культурного наследия - для чего создать (определить) такие учреждения в тех субъектах РФ, где они отсутствуют.
  6. Предусмотреть введение в штат органа охраны объектов культурного наследия и органа местного самоуправления соответственно субъекта РФ и муниципального образования, на территории которых находятся исторические поселения, должности археолога − а также и архитектора, если он отсутствует (это приведет к существенной экономии средств за счет отказа от привлечения сторонних археологических организаций для решения ряда экспертных и иных задач).
  7. Разработать Программу музеефикации* визуально определяемых на местности объектов археологического наследия, в том числе расположенных в исторических поселениях и вблизи них, в целях популяризации археологического наследия и создания комфортной городской среды.

    * Музеефикация − направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности. Это положение полностью соответствует статье 44 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия», которая определяет понятие приспособления объекта культурного наследия к современному использованию как научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.

    К требующим музеефикации визуально определяемым на местности объектам археологического наследия нужно отнести сохранившиеся городские валы древних городов, городища, курганы, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, а также каменные изваяния, стелы, наскальные изображения.

 


 

По подпункту «г»:

  1. Утвердить рассмотренные Научно-экспертным советом по историческим поселениям* (далее – НЭС ИП) и Советом Ассоциации уточненные критерии отнесения населенных пунктов к категории исторических поселений. Предлагается методика применения критериев, аналогичная методике ЮНЕСКО для объектов всемирного наследия, – учет всех или нескольких критериев, в большей или меньшей степени характеризующих данное поселение.

    *Историческое поселение – поселение, игравшее значительную роль и являющееся характерным творением отечественной истории, где сосредоточены материальные и нематериальные свидетельства прошлого, взаимосвязанное историческое, архитектурное и градостроительное наследие, исторически сложившаяся городская среда и традиционный образ жизни, которые в совокупности с историческим культурным ландшафтом поселения и его ближайшего окружения представляют единый территориальный комплекс культурного и природного наследия, имеющего значительную ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, эстетики, антропологии и социальной культуры.

    2. Утвердить нормативным правовым актом Правительства РФ потенциальный Перечень исторических поселений, подготовленный НЭС ИП и основанный на Перечне исторических городов России, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2001 года № 815 «О федеральной целевой программе «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)» с учетом необходимых изменений (в том числе связи с вхождением в состав Российской Федерации Республики Крым и Севастополя).

    После утверждения данного Перечня организовать работу по определению границ и предметов охраны каждого исторического поселения, подготовке всей необходимой документации, утверждение которой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти будет являться условием для актуализации статуса конкретного исторического поселения, вступления в силу на его территории законодательных норм, касающихся исторических поселений, и его участия в соответствующих государственных программах.

 


 

По подпункту «д»:

  1. Уполномоченному федеральному органу исполнительной власти совместно с Ассоциацией и НЭС ИП определить перечень муниципальных образований, находящихся на территории историко-культурного региона Залесье (ряд регионов Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов), потенциальных кандидатов в состав туристского маршрута «Золотое кольцо» - и разработать план-график их принятия.
  2. Правительству РФ совместно с Ассоциацией и НЭС ИП разработать комплекс дополнительных мер по развитию внутреннего и въездного туризма в рамках маршрута «Золотое кольцо России».
  3. Ассоциации и НЭС ИП проработать вопросы географии, потенциальных участников, мер по организации и развитию внутреннего и въездного туризма, по повышению туристической привлекательности и комплексному развитию мунициальных образований - участников аналогичных историко-территориальных маршрутов, создающихся на основе исторических поселений («Серебряное ожерелье», «Засечная черта» и т.д.), и представить предложения в Правительство РФ.

 


 

По подпункту «е»:

  1. Сформировать новый подход к историческим поселениям как к отдельной категории населенных пунктов, которые являются изначальными центрами пространственного развития Российского государства и выполняют важную задачу сохранения общенационального культурного наследия и формирования российского национального самосознания;
  2. При участии Ассоциации и НЭС ИП доработать Стратегию пространственного развития Российской Федерации в части определения роли и места исторических поселений и муниципальных образований, обладающих историко-культурным потенциалом.
  3. Создать для исторических поселений инструмент развития, основанный на экономике культурного наследия (путем конвертации исторической среды, нематериального культурного наследия и туристической привлекательности в социально-экономическое развитие).
  4. Определить правительственный межведомственный орган, координирующий работу с историческими поселениями и муниципальными образованиями, обладающими историко-культурным потенциалом.
  5. Определить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по работе с историческими поселениями и муниципальными образованиями, обладающими историко-культурным потенциалом.
  6. Разработать организационную и нормативную систему работы Правительства РФ при участии Ассоциации и НЭС ИП с историческими поселениями и муниципальными образованиями, обладающими историко-культурным потенциалом (по аналогии с моногородами).
  7. Социально-экономическое и культурное развитие, развитие внутреннего и въездного туризма в исторических поселениях осуществлять в соответствии с разработанным для каждого из них индивидуальным комплексным планом развития (далее – ИКП), который предварительно рассматривается НЭС ИП и Советом Ассоциации, далее представляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в Правительство РФ для утверждения после проведения процедуры защиты.
  8. Организовать обучение и подготовку управленческих команд исторических поселений для разработки и реализации ИКП (по аналогии с уже реализованной программой обучения и подготовки управленческих команд моногородов).
  9. Проработать вопрос о применении практики создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в исторических поселениях, создавая ТОСЭР в каждом конкретном историческом поселении после защиты и утверждения ИКП.
  10. Разработать комплекс мер по созданию территориального культурного каркаса страны, состоящего из исторических поселений, выдвигая на роль центров комплексного развития исторических поселений, их градообразующих предприятий музеи-заповедники, а там, где они есть – также предприятия народных художественных промыслов и ремесел.
  11. Поддержать предлагаемую Министерством промышленности и торговли РФ концепцию поддержки территорий сохранения и развития традиций и укладов бытования (ТЕТРА) в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и ремесел (МТБ НХП) и проработать вопросы интеграции концептуальных подходов Министерства промышленности и торговли РФ в деятельность по развитию исторических поселений (перечень ТЕТРА практически полностью пересекается с перечнем существующих и потенциальных исторических поселений – так, из сегодняшних 44-х исторических поселений в 42-х расположены МТБ НХП).

 


 

По пункту «ж»:

  1. Уполномоченному федеральному органу исполнительной власти учредить новую номинацию в существующей системе анализа и подведения итогов лучших практик муниципального самоуправления Министерством юстиции РФ - в сфере развития исторического поселения с учетом сохранения культурного наследия и развития туризма.
  2. Оказать поддержку Ассоциации в организации обсуждения и распространения лучших практик развития исторических поселений.

 


 

По пункту «з»:

  1. Определить категорию лиц для получения компенсации за произведенные затраты при проведении реставрации находящихся в частной собственности объектов культурного наследия (статья 14 Федерального закона 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации») в виде физических лиц-владельцев жилья, находящегося на территории исторических поселений (для поддержки жителей исторических поселений, испытывающих серьезные нормативные ограничения и несущих дополнительное финансовое бремя).
  2. Усовершенствовать подзаконные механизмы «аренды за рубль» и «продажи за рубль» объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, с целью добиться эффективного применения на практике соответствующих норм законодательства.
  3. Проработать вопрос о предоставлении субсидий в целях возмещения части капитальных затрат, связанных с восстановлением исторической среды и объектов культурного наследия, субъектам инвестиционной деятельности, реализующим проекты в исторических поселениях в соответствии с ИКП.
  4. Проработать вопрос о специальных мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих на территории исторических поселений деятельность в историко-культурной и туристической сфере.
  5. Внести изменения в Налоговый кодекс, вводящие льготное налогообложение по уплате страховых взносов – аналогично сфере информационно-компьютерных технологий - для предприятий народных художественных промыслов и ремесел (эти предприятия расположены в исторических поселениях, малых городах, поселках и селах, при этом доля затрат на оплату труда в общих расходах превышает 80-90%);
  6. При продолжении работы Правительства РФ по формированию комфортной городской среды и развитию муниципальной инфраструктуры определить в качестве приоритета муниципальные образования, на территории которых находятся исторические поселения, а также малые города, поселки и села, обладающие историко-культурным потенциалом.
  7. Дополнить критерии оценки деятельности высших должностных лиц субъектов РФ пунктами о работе по сохранению и развитию исторических поселений и по сохранению культурного наследия.
  8. Уполномоченному федеральному органу исполнительной власти обеспечить разработку нормативно-правовой базы, каталогизацию, выработку эффективной системы мер по сохранению и популяризации нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе на территориях исторических поселений.
  9. Поддержать инициативу Ассоциации о формировании «кустовых» туристских маршрутов на основе малых исторических поселений и муниципальных образований, обладающих историко-культурным потенциалом, уполномоченному федеральному органу исполнительной власти проработать меры по развитию таких маршрутов, увеличению туристических потоков в исторические поселения и малые города.
  10. Поддержать инициативы Ассоциации и оказать поддержку начатой ею деятельности по развитию гражданского общества и формированию местных сообществ, по развитию и популяризации массового краеведческого и генеалогического движения в исторических поселениях и малых городах в целях воспитания «местного городского патриотизма», чувства гордости за малую родину и уменьшения оттока населения в крупные города.
  11. Организовать информационную кампанию в СМИ и Интернет-ресурсах по продвижению историко-культурного наследия исторических поселений и малых городов, привлечению туристических потоков, пропаганде привлекательности жизни в исторических поселениях и малых городах, поселках и селах.